Среди проектов выполненных ООО «СПб-Гипрошахт» есть примеры разработки СТУ для обоснования минимальных параметров карьерных дорог для условий конкретного предприятия. Такой подход позволил сократить объёмы вскрышных работ при этом сохранив необходимый уровень добычи. Снижение общей ширины транспортной бермы возможно с учетом отступления от требований Свода правил Промышленный транспорт. Специальными техническими условиями возможно обоснование уменьшения ширины проезжей части.
Классически отвалообразование происходит путем формирования ярусов последовательно снизу вверх, что в условиях нагорной местности несет большие затраты на транспортирование пустых пород. Кроме того необходимо строительство технологической автодороги к первому ярусу, что может занять длительное время, поскольку при большой крутизне склонов автодорогу придется формировать в виде серпантина. До момента строительства временной автодороги до первого (нижнего) яруса отвала, возможно предусмотреть формирование ярусов отвала и на вышележащих отметках, но с обязательным условием обеспечения безопасного ведения работ и выполнения всех требований по устойчивым параметрам отвала и его ярусов.
Оптимизация карьера – это процесс определения оптимального контура или оболочки, в котором необходимо вести добычу, чтобы максимизировать прибыль при соблюдении эксплуатационных требований.
Оптимизация конечных контуров карьеров крайне желательна на различных стадиях жизненного цикла отработки месторождения. При технико-экономическом обосновании кондиций с помощью оптимизации можно рассмотреть множество вариантов в сжатые сроки, по сравнению с классическим подходом.
В период эксплуатации появляются новые данные в результате эксплуатационной разведки, появляется большее понимание о морфологии рудных тел, возможно не подтверждение поставленных на баланс запасов, также изменяется экономическая ситуация. Все эти новые вводные данные можно использовать для определения новых оптимальных контуров и этапов отработки карьера с точки зрения максимизации прибыли.
В силу различных причин на предприятии может потребоваться внесение изменений в календарный план отработки запасов или в уровень годовой добычи полезного ископаемого. Это можно осуществить в рамках выполнения технического проекта отработки (либо дополнения к существующему) и согласования его в Центральной комиссии Федерального агентства по недропользованию по разработке месторождений твердых полезных ископаемых, либо его территориальном органе (ЦКР Роснедр).
Если речь идет о разовом эпизоде (изменение экономической ситуации, спроса на сырье и т.д.), возможно обосновать изменение уровня добычи полезных ископаемых установленных лицензией и проектной документацией в ежегодном плане развития горных работ с обоснованием соблюдения условий безопасного недропользования. Однако уровень отклонений добычи не регламентирован действующими федеральными нормативными документами, поэтому есть риск несогласования Плана развития Ростехнадзором при недостаточном обосновании данного решения.
На текущий момент автотранспорт применяется в абсолютном большинстве проектов, как наиболее универсальный.
Если позволяют условия разработки (производительность карьера, рельеф, климат, горно-геологические условия и другое) предпочтительным является конвейерный транспорт, как наиболее дешёвый, если считать грузоперевозки на один тонно-километр. Пример: Костомукшский карьер, на котором и руда на обогатительную фабрику, и вскрышные породы в отвал будут доставляться двумя ленточными конвейерами. В тех условиях, где затруднительно размещение обычных ленточных конвейеров, эффективным может оказаться использование крутонаклонных конвейеров (угол наклона к горизонту — более 16-20 градусов. Примеры: Михайловский и Оленегорский карьеры, где доставка железной руды на обогатительную фабрику осуществляется крутонаклонными конвейерами.
Практика показывает, что с увеличением глубины отработки, рано или поздно встает вопрос рассмотрения циклично-поточной технологии доставки из карьера руды и пустых пород. Безусловно решение о внедрении ЦПТ должно быть тщательно экономически взвешено и обосновано, поскольку имеет очень высокую стоимость капитальных вложений и отложенный экономический эффект.