Все сайты
Клиентам и поставщикам
Реализация неликвидов

В магазине неликвидов ПАО "Северсталь"
доступна широкая номенклатура продукции по
низким ценам.

Мы реализуем складские остатки товаров,
невостребованные основные средства, транспорт,
непрофильную продукцию производства и прочее.

Интернет-магазин металлопроката

В Интернет-магазине ПАО «Северсталь» Вы
можете купить металлопрокат производства
предприятий ЧерМК и ООО «ТПЗ-Шексна».

 

Площадка SRM-закупки

Все закупочные процедуры группы компаний
Северсталь проводятся в электронном виде.

Для участия в электронной закупочной процедуре,
потенциальному поставщику необходимо пройти
процедуры регистрации и предварительной
квалификации.

Узнать больше...

Интернет-магазин
СПб-Гипрошахт
Новости
Подведены итоги работы за 2015 год
29 января 2016

В 2015 год для СПб-Гипрошахта стал успешным. Компания достигла целевых финансовых и производственных показателей, выполнила обязательства перед клиентами. Выполнялись работы по проектированию 55 объектов горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, из них:

 по 35 проектам работы завершены;

24 проекта проходили ведомственные экспертизы:

  •   7 Государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  •   2 Государственные экспертизы запасов полезных ископаемых;
  •   7 Государственных экспертиз ЦКР и ТПИ Роснедр;
  •   8 экспертиз промышленной безопасности.

Экспертизы

Наименование

Экспертиза

Заказчик

Полезное ископаемое

1

Проектная документация «Отработка Юго-Западного блока шахты Воргашорская»

ГГЭ

ПАО «Северсталь»

Уголь

2

Проектная документация «Подготовка и отработка запасов западного крыла шахты Дальняя и шахты № 410»

ГГЭ

ПАО «Северсталь»

Уголь

3

Проектная  документация «Комплекс сушки железорудного концентрата Оленегорского ГОКа»

ГГЭ

ПАО «Северсталь»

Железная руда

4

Проектная документация «Вскрытие и отработка запасов Шерегешевского месторождения»

ГГЭ, ЦКР

ОАО «Евразруда»

Железная руда

5

Проектная документация «Развитие горных работ с увеличением производственной мощности Михайловского карьера по добыче неокисленных руд железистых кварцитов до 50 млн. тонн в год»

ГГЭ, ЦКР

ОАО «Михайловский ГОК»

Железная руда

6

Проектная документация «Горнодобывающее предприятие на базе юго-восточного участка месторождения Нойон-Тологой»

ГГЭ, ЦКР

ООО «Байкалруд»

Полиметаллическая руда

7

Проектная документация «Оленегорский карьер по добыче железой руды связи с переоценкой запасов, реконструкция»

ГГЭ, ЦКР

ПАО «Северсталь»

Железная руда

8

Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций с подсчётом запасов месторождения железистых кварцитов Комсомольское

ГКЗ

ПАО «Северсталь»

Железная руда

9

Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций с подсчётом запасов угля мульдовой части Воркутского месторождения

ГКЗ

ПАО «Северсталь»

Уголь

10

Проектная документация «Реконструкция Комсомольского карьера в связи с переоценкой запасов»

ЦКР

ПАО «Северсталь»

Железная руда

11

Технический проект «Разработка Стойленского железорудного месторождения на период 2016−2020 гг.»

ЦКР

НЛМК

Железная руда

12

Технический проект «Отработка Ковжинского участка Белоручейского месторождения флюсовых известняков»

ЦКР

ПАО «Северсталь»

Флюсовые известняки

13

Проектная документация «Апсатское каменноугольное месторождение, участок Угольный, расширение разреза Апсатский с увеличением мощности до 500 тыс. тонн угля в год»

ЭПБ

ООО «Арктические разработки»

Уголь

14

Предпроектные проработки «Основные технические решения по техническому перевооружению угольного разреза Бошняковский»

ЭПБ

ООО «Бошняковский угольный разрез»

Уголь

15

Рабочая документация «Реконструкция Печорской ЦОФ с увеличением производственной мощности до 11,5 млн. тонн в год»

ЭПБ

ПАО «Северсталь»

Уголь

16

Технический проект «Доработка остаточных запасов шахты Северная в связи с техническим перевооружением»

ЭПБ

ПАО «Северсталь»

Уголь

17

Проектная документация «Отработка запасов шахты Северная»

ЭПБ

ПАО «Северсталь»

Уголь

18

Проектная документация «Электроснабжение ПС-35/6кВ Шерегешевского месторождения»

ЭПБ

ОАО «Евразруда»

Железная руда

19

Проектная документация «Техническое перевооружение опасного производственного объекта, шахта Воргашорская»

ЭПБ

ПАО «Северсталь»

Уголь

20

Проектная документация «Перенос действующего производства продуктов разделения воздуха на территорию ТЭЦ в существующее здание с частичной заменой оборудования»

ЭПБ

ОАО «Минерально-химическая компания „ЕвроХим“»

Железная руда

Знаковые проекты 2015 г.

.

Освоение Дельмачикского месторождения

.

Заказчик: ООО «Золото Дельмачик».

Место: Месторождение рудного золота и сурьмы Дельмачик расположено в Шилкинском районе Забайкальского края в 27 км к северо−востоку от п. Первомайский.

Цель проекта: обоснование возможности и целесообразности поэтапной комбинированной отработки запасов Дельмачикского месторождения с одновременной и последовательной подземно-открытой разработкой.

Год выпуска документации: 2015.

В результате ранее проведённых на месторождении Дельмачик геологоразведочных и эксплуатационных работ на государственном балансе на 01.01.2011 г. числились запасы руды около 2,3 млн т. В результате пересчёта запасов с учётом участка Штокверк Северо-Восточный балансовые запасы руды увеличились примерно в восемь раз, включая разведанные по категории C2. На основе изменившихся запасов месторождения ООО СПб-Гипрошахт» было разработано банковское ТЭО с расчётами всех необходимых параметров и показателей проекта освоения месторождения.

На первом этапе освоения, залежи начинают отрабатывать открытыми горными работами. Вскрытие нагорной части карьеров производится полутраншеями с наиболее возвышенных частей горизонтов по рельефу. Глубинные горизонты вскрываются наклонными внутренними траншеями и горизонтальными разрезными траншеями, заложенными со стороны висячего бока рудных тел.

Карьеры обеспечивают установленную производительность в течение 8 лет. Общий срок эксплуатации проектируемых карьеров, начиная с 2016 года, составит 10 лет.

В соответствии с горно-геологическими условиями для отработки запасов Дельмачикского месторождения принята транспортная система разработки с применением автомобильного транспорта и внешним отвалообразованием. Система разработки — продольная двухбортовая. Направление горных работ — по простиранию и падению. Отработка уступов — продольными заходками.

Рассмотрены два варианта формирования насыпи для выщелачивания — 1) основной вариант, в котором рассмотрена организация площадки рудоподготовки и кучного выщелачивания с применением полустационарных дробильно-сортировочных комплексов, и дополнительный вариант, в котором рассмотрена площадка с установкой стационарных дробильно-сортировочных комплексов.

В связи с тем, что в первый год эксплуатации предприятия добыча руды планируется на уровне 750 тыс. т, что составляет 50% от общей мощности предприятия, рудоподготовку и гидрометаллургические процессы планируется вводить двумя идентичными параллельными линиями по 750 тыс. т каждая.

Рудоподготовку осуществляют по схеме, предусматривающей трёхстадиальное дробление. Крупное дробление планируется производить в щёковой дробилке, среднее и мелкое — в конусных дробилках. Классификацию руды по крупности осуществляют при помощи вибрационного питателя и вибрационных грохотов. Дробление исходной руды осуществляется на двух независимых полустационарных комплексах, с производительностью 750 тыс. т/год каждый.

Размеры карты выщелачивания принимаются согласно рельефу местности и с учётом расположения существующих объектов на территории производственной площадки. Угол наклона рельефа достигает 5º.

Размеры основания карты выщелачивания приняты 405×180 м. Площадь основания карты составляет около 73 тыс. м2. Карта формируется в два яруса высотой по 10 м каждый. Укладка первого яруса карты выщелачивания производится по мере поступления окомкованной руды, а укладка второго яруса карты производится не ранее чем через 2 года после укладки первого. Площадь второго яруса карты выщелачивания составляют немногим более 56 тыс. м2. Объём первого яруса карты выщелачивания составляет 860 тыс. т, второго яруса — 640 тыс. т, общая вместимость карт выщелачивания — 1,5 млн т.

Насыщенные растворы после карт выщелачивания через сборные коллекторы поступают в зумпф насосной станции продуктивных растворов, которой перекачиваются в главный корпус ЗИФ, где производится извлечение золота. Проектом предусмотрена установка трёх ветвей сорбции по две колонны в каждой.

По результатам выполненных работ сделан вывод о высокой эффективности освоения месторождения.

Разработанное ТЭО позволило обосновать проект освоения Дельмачикского месторождения.

.

Горнодобывающее предприятие на базе юго-восточного месторождения Нойон-Тологой

Заказчик: ООО «Байкалруд».

Место: Месторождение Нойон-Тологой расположено в Александрово-Заводском районе Забайкальского края.

Цель проекта: обоснование эффективной добычи подземным способом полиметаллической руды на юго-восточном участке месторождения Нойон-Тологой с обеспечением жизнедеятельности подземного рудника необходимыми объектами инфраструктуры.

Год выпуска документации: 2015.

Проектная документация «Горнодобывающее предприятие на базе полиметаллического месторождения Нойон-Тологой (Юго-Восточный участок)», ранее разработанная ОАО «ЗабайкалцветметНИИпроект», несмотря на положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза», не была принята к реализации по причине высоких капитальных затрат на приобретение горного оборудования, отсутствия транспортной и энергетической инфраструктуры. Для снижения капитальных и операционных затрат на строительство и эксплуатацию рудника было принято решение о необходимости пересмотра технических решений по строительству рудника. Разработка нового проекта была поручена ООО «СПб-Гипрошахт».

Функциональное назначение спроектированного рудника — добыча подземным способом полиметаллической руды на юго-восточном участке месторождения Нойон-Тологой, а назначение спроектированных объектов инфраструктуры — обеспечение жизнедеятельности подземного рудника. Комплекс зданий и сооружений рудника и объектов инфраструктуры относится к объектам производственного назначения.

Проектом ООО «СПб-Гипрошахт» вскрытие рудничного поля предусмотрено четырьмя основными наклонными стволами, проходимыми под углом 25º к горизонту. Крепь стволов — анкерная. Основная система разработки — камерно-столбовая, применяемая в разных вариантах на мощностях рудных тел от 1 до 3 м и от 3 до 10,5 м. Годовая проектная мощность рудника — 350 тыс. т руды, содержащей свинец, цинк и серебро.

Механизация рудника базируется на применении переносного технологического оборудования. Бурение шпуров производится ручными перфораторами, доставка руды и породы к вскрывающим стволам осуществляется вагонетками с аккумуляторными электровозами. Транспорт вагонеток по наклонным стволам производится с использованием подъёмных машин.

Оригинальным решением проекта является применение зимой воздухонагревательных установок (ВНУ-075×2) приточной вентиляции Южного ствола до температуры 10ºС. При температуре наружного воздуха наиболее холодных суток –41ºС тепловые нагрузки достигают 6,13 МВт. Воздухонагревательная установка работает на угле и предназначена для теплоснабжения вентиляции шахты, состоит из двух энергоблоков с теплопроизводительностью 7,5 МВт каждый, комплексов топливоподачи и шлакозолоудаления, трубопроводов горячего и холодного воздуха, системы автоматизированного управления и контроля воздухонагревательной установки, газоходов и дымовой трубы. Теплоэнергетический комплекс используется для отопления производственных помещений большого объёма и теплоснабжения вентиляции в условиях шахт и комплектуется заводом-изготовителем, исходя из потребностей в горячем воздухе.

Проветривание подземных выработок рудника предусматривается всасывающим способом по центральной схеме. В соответствии с принятым способом вскрытия месторождения предусматривается секционная система вентиляции горных выработок. Проветривание очистных блоков осуществляется за счёт общешахтной депрессии.

Отработка всех запасов руды участка предусматривается в течение 8 лет.

В апреле 2015 г. ООО «СПб-Гипрошахт» получило положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза» по проектной документации «Строительство подземного рудника и объектов инфраструктуры на юго-восточном участке месторождения Нойон-Тологой». Выполнен комплект рабочей документации на строительство предприятия.

В результате выполнения работы начато строительство подземного рудника и объектов инфраструктуры на юго-восточном участке месторождения Нойон-Тологой.

.

Проект развития месторождения Гросс: строительство ЗИФ кучного выщелачивания и объектов инфраструктуры

Заказчик: ООО «Нерюнгри-Металлик».

Место: Месторождение Гросс расположено на территории Олёкминского улуса на юго-западе Республики Саха (Якутия).

Цель проекта: разработка рабочей документации для проекта технологии круглогодичного кучного выщелачивания золота месторождения Гросс и строительства золотоизвлекательной фабрики с объектами инфраструктуры.

Год выпуска документации: 2016.

ООО «Нерюнгри-Металлик» входит в международную золотодобывающую компанию Nordgold. Опытно-промышленная отработка месторождения Гросс началась в феврале 2014 года. Проект развития горно-обогатительного комбината «Гросс» ранее был выполнен на производственную мощность предприятия 12 млн т по исходной руде. Для транспортировки рядовой руды до участка рудоподготовки были приняты автосамосвалы грузоподъёмностью 141 т.

Основные технические решения данного проекта ООО «СПб-Гипрошахт» ориентированы на годовую производительность комбината 15 млн т руды с сохранением режима работ и вида транспорта.

Из возможных к реализации вариантов технологических схем обогащения золотосодержащей руды месторождения Гросс только две технологии показали лучшие с точки зрения извлечения ценных металлов результаты: чановое выщелачивание и кучное выщелачивание. Однако, сравнение затрат на подогрев растворов, подаваемых на выщелачивание, и затрат, требуемых для организации функционирования схемы чанового выщелачивания однозначно показывает преимущество варианта кучного выщелачивания сульфидных руд.

Для переработки окисленных и переходных руд месторождения Гросс наиболее рациональной с технико-экономической точки зрения также является технология кучного выщелачивания руды. Рекомендуемая крупность материала для выщелачивания составляет 20−40 мм с оговоркой, что окончательная крупность руды и продолжительность процесса кучного выщелачивания должны быть выбраны на основании расчётов операционных и капитальных затрат.

Особенностью данного проекта является применение 3D−проектирования при разработке генерального плана предприятия, что повышает наглядность результатов и позволяет исключить ошибки, которые могут быть вызваны традиционными методами плоскостных решений по разбивке ситуационного плана предприятия.

Разрабатывается рабочая документация по строительству и эксплуатации золотоизвлекательной фабрики и комплексу выщелачивания руды.

Проект позволяет увеличить производительность горно-обогатительного комбината «Гросс» и улучшить экономические показатели его работы.

.

Комплекс сушки железорудного концентрата Оленегорского ГОКа

Заказчик: Северсталь, АО «Олкон».

Место: АО «Олкон» находится в Оленегорском районе Мурманской области на территории муниципального образования «Городской округ г. Оленегорск с подведомственной территорией».

Цель проекта: замена морально и физически устаревших 15 сушильных агрегатов на единую эффективную систему сушки железорудного концентрата (ЖРК).

Год выпуска документации: 2015.

Оленегорский горно-обогатительный комбинат добывает железную руду, из которой производит высококачественный железорудный концентрат, отправляемый на переработку металлургическими мощностями компании ПАО «Северсталь» в г. Череповец.

Комплекс сушки железорудного концентрата расположен непосредственно рядом с дробильно-обогатительной фабрикой АО «Олкон». Поскольку предприятие работает в условиях Заполярья, в период с отрицательными температурами воздуха для решения проблемы смерзания концентрата в пути необходимо уменьшать его влажность до приемлемых значений. Новая система сушки ЖРК позволяет снизить влажность концентрата на выходе с обогатительного передела дробильно-обогатительной фабрикой (ДОФ) АО «Олкон» в зимний период с 8,26% до 1,5%. Габариты уникального сушильного барабана составляют 80 × 7,15 м (длина × диаметр).

 

  

Для оснащения комплекса принято современное технологическое оборудованием ведущих мировых фирм «Metso Minerals Industries, INC» и «MO.TRI.DAL SPA».

Компания Metso поставила собственно сушильный барабан, человеко-машинный интерфейс управления работой барабана разработан компанией Siemens.

Ввиду строительства комплекса в условиях действующего достаточно стеснённого производства, было найдено оригинальное технологическое решение по доставке высушенного ЖРК до склада в обход главного корпуса обогатительной фабрики с помощью изогнутого трубчатого конвейера, исключающего потери концентрата и загрязнение окружающей среды. Итальянская компания «MO.TRI.DAL SPA» поставила такой трубчатый конвейер, транспортирующий концентрат на склад готовой продукции для отправки потребителю.

Производительность комплекса сушки ЖРК принята в 2,6 млн т сухого концентрата в период за 6 месяцев. Режим работы комплекса сезонный — с 15 октября по 15 апреля в 3 смены по 8 часов каждая. Часовая производительность установки — 685 т/час по влажному материалу.

Объект строится, ООО «СПб-Гипрошахт» осуществляет авторский надзор за реализацией проекта.

.

Развитие горных работ с увеличением производственной мощности Михайловского карьера по добыче неокисленных руд железистых кварцитов до 50 млн тонн в год

Заказчик: АО «Михайловский ГОК».

Место: Михайловский карьер расположен в Курской области рядом с г. Железногорск.

Цель проекта: увеличение производственной мощности Михайловского карьера по добыче неокисленных руд железистых кварцитов до 50 млн т в год.

Год выпуска документации: 2015.

Карьер АО «Михайловский ГОК» является одним из крупнейших железорудных карьеров в России и в мире. Михайловское месторождение, входящее в бассейн Курской Магнитной Аномалии, имеет запасы в несколько миллиардов тонн богатых железных руд, окисленных и неокисленных железистых кварцитов. Горный отвод карьера занимает площадь около 18,5 км2. Грандиозные геометрические размеры карьера (до 6 км в длину и до 3,1 км по ширине) предопределили использование комбинированного автомобильно-железнодорожного транспорта руды и вскрышных пород. Протяжённость только внутрикарьерных железнодорожных путей составляет более 200 км.

Осушение карьерного поля в связи со сложными гидрогеологическими условиями осуществляется комбинированным способом с использованием средств открытого карьерного водоотлива и подземного дренажного комплекса. Протяжённость горных выработок подземного дренажного комплекса составляет более 30 км.

Проектной документацией «Развитие горных работ с увеличением производственной мощности Михайловского карьера по добыче неокисленных руд железистых кварцитов до 50 млн тонн в год. I этап — увеличение производственной мощности в период 2013−2016 гг.».

Ррешён следующий комплекс задач:

1.     Обоснование развития горных работ до момента освоения проектной производительности карьера по добыче неокисленных руд железистых кварцитов в 50 млн т в год.

2.     Обоснование развития транспортной схемы карьера.

3.     Реконструкция системы осушения.

4.     Добыча дренажных подземных вод и использование их в производственных целях.

5.     Добыча общераспространённых полезных ископаемых.

6.     Развитие системы энергоснабжения горных работ и технологического транспорта для обеспечения роста мощностей производства.

7.     Развитие систем передачи данных и связи горнотранспортного комплекса для обеспечения роста мощностей производства

При проектировании предусмотрено применение в карьере горнотранспортного оборудования с максимально возможной единичной мощностью и развитие комбинированного автомобильно-железнодорожного транспорта.

На следующем этапе проекта «Развитие горных работ с увеличением производственной мощности Михайловского карьера по добыче неокисленных руд железистых кварцитов до 50 млн тонн в год. II этап — внедрение циклично-поточной технологии транспортирования неокисленных руд железистых кварцитов с применением крутонаклонных конвейеров» помимо повторного решения задач I этапа уже для изменившихся условий решаются следующие новые задачи:

1.     Обоснование предельного контура карьера и, соответственно, границ горного отвода.

2.     Определение календарного плана развития горных работ по пятилетиям с расчётами качественных показателей добываемой руды.

Разрабатывается комбинированная транспортная схема для полезных ископаемых и вскрышных пород, включающая в себя уже не только автомобильный и железнодорожный, но и конвейерный транспорт. Обосновывается целесообразность применения и параметры циклично-поточной технологии подъёма из карьера дроблёных железистых кварцитов с применением крутонаклонных конвейеров. В Российской Федерации только ООО «СПб-Гипрошахт» обладает опытом успешного проектирования и прохождения государственной экспертизы технологии с использованием крутонаклонных конвейеров (на Оленегорском карьере АО «Олкон»).

В июне 2015 года по проекту получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Работа над проектом продолжается в рамках II этапа. На карьере с 2015 года производится реконструкция в соответствии с новой проектной документацией.

.

Вскрытие и отработка запасов Шерегешевского месторождения

Заказчик: АО «Евразруда».

Место: Шерегешский подземный рудник расположен рядом с пгт Шерегеш, в Таштагольском районе Кемеровской области.

Цель проекта: вскрытие, подготовка и отработка запасов Шерегешевского месторождения железных руд с выходом рудника на проектную мощность по добыче руды 6 млн т в год.

Год выпуска документации: 2015.

В настоящее время Шерегешевское месторождение находится в разработке. Шерегешский рудник является одним из крупнейших подземных рудников в России по добыче железной руды, его глубина достигает 800 м. Протяжённость подземных выработок рудника составляет около 450 км, а 30 км из них являются электрифицированными железнодорожными путями. Максимальная производительность рудника была достигнута в 1989 году и составила 4,5 млн т железной руды. За период эксплуатации полностью отработаны запасы до горизонта +325 м. В настоящее время ведётся отработка запасов руды с горизонтов +255 м и +185 м на участках «Главный», «Новый Шерегеш» и «Подрусловый». В 2004 году возобновились работы по завершению второго этапа реконструкции, обеспечивающего ввод в эксплуатацию горизонта +115 м.

Дальнейшее ведение горных работ и строительство объектов рудника осуществляется в соответствии с техническими решениями проекта ООО «СПб-Гипрошахт».

.

Блок измельчения и транспортировки свежей угольной добавки КГПТО ОАО «ТАИФ-НК»

Заказчик: АО «ТАИФ-НК».

Место: Комплекс глубокой переработки тяжёлых остатков (КГПТО) размещается в северной части Нижнекамского района Республики Татарстан, в границах существующей II промышленной зоны г. Нижнекамск.

Цель проекта: создание комплекса по измельчению и транспортировке угольных добавок для глубокой переработки тяжёлых остатков нефти с целью получения светлых и высококачественных нефтепродуктов, таких как сжиженные лёгкие углеводороды, нафта и дизельное топливо с качеством не ниже требований стандарта Евро 5.

Год выпуска документации: 2015.

ОАО «ТАИФ» (Татаро-американские инвестиции и финансы) в 1997 г. создало на территории Нижнекамской промышленной площадки свой филиал АО «ТАИФ-НК», которое занялось вопросами проектирования и строительства нефтеперерабатывающего комплекса. В ноябре 2012 г. компания объявила о начале строительства Комплекса глубокой переработки тяжёлых остатков (КГПТО) нефти, пуск которого планируется в 2016 г. Основным материалом для получения нефтепродуктов является гудрон, 95% которого используется для производства нефтепродуктов. Остаточные и не основные товарные продукты в массовой доле 5% от массы гудрона, в виде товарной таблетированной элементарной серы, низкопарафинистого битумного остатка, топливного газа, а также отработанной лицензионной твёрдой добавки, будут являться товарными продуктами, реализуемыми на рынках.

Базовый инжиниринг КГПТО выполняется предполагаемыми компаниями поставщиками оборудования «Coperion» и «Claudius Peters Projects GmbH» по технологии разгрузки контейнеров, измельчения и транспортировки свежей угольной добавки. Данные компании являются наиболее передовыми в запроектированных технологиях. Компания «Coperion» поставляет систему разгрузки и хранения, а также — пневматическую систему транспортировки для активированного крупнозернистого и мелкозернистого угля (HOK).

Компания «Claudius Peters Projects GmbH» поставляет систему разгрузки морских и силосных контейнеров, систему транспорта добавки к мельнице, от мельницы и между силосами.

На установку подготовки угля поступает активированный лигнит, производимый по технологии компании RWE GmbH (Германия).

      

В июне 2016 года завершится строительство комплекса, после которого запланировано начало испытаний разработанной технологии.

.

Реконструкция Комсомольского карьера в связи с переоценкой запасов

Заказчик: Северсталь, АО «Олкон».

Место: Карьер расположен в Мурманской области на территории муниципального образования «Городской округ г. Оленегорск с подведомственной территорией».

Цель проекта: оптимизация главных параметров карьера на Комсомольском месторождении железистых кварцитов в результате нового обоснования постоянных и временных разведочных кондиций и пересчёта запасов руды, попадающей в отработку.

Год выпуска документации: 2015.

Комсомольский карьер является структурным подразделением АО «Оленегорский горно-обогатительный комбинат» и входит в состав горнодобывающего комплекса одной из крупнейших в России сталелитейной компании ПАО «Северсталь». Карьер расположен в условиях Заполярья в 7 км к юго−востоку от железнодорожной станции Оленегорск и в 10 км по прямой от Оленегорского ГОКа. Разработка Комсомольского месторождения ведётся с 1998 года.

Решением ГКЗ после разработки ООО «СПб-Гипрошахт» ТЭО кондиций на руду были утверждены новые постоянные разведочные кондиции для подсчёта запасов для условий открытой отработки и временные разведочные кондиции для условий подземной отработки запасов месторождения по вариантам бортового содержания железа магнетитового в руде 10% для открытого способа и 10, 16 и 19% для подземной отработки запасов.

Технико-экономические расчёты показали, что наиболее предпочтительным с экономической точки зрения является вариант бортового содержания железа магнетитового в руде 10%. Также решением ГКЗ в авторском варианте подсчёта утверждены запасы для условий открытой и подземной разработки железной руды.

В контурах лицензии утверждены балансовые запасы Комсомольского месторождения железных руд более 110 млн т.

Система разработки — транспортная с внешним отвалообразованием, предусмотрено раздельное складирование рыхлых и скальных вскрышных пород. Бурение взрывных скважин при подготовке горных пород к выемке осуществляется с использованием отечественных буровых станков СБШ-250МНА−32. В качестве основного выемочного оборудования на производстве вскрышных и добычных работ приняты электрические экскаваторы-мехлопаты отечественного производства ЭКГ-10 и импортные гидравлические экскаваторы с дизельным приводом.

Транспортирование руды до перегрузочного склада и вскрышных пород на внешние отвалы осуществляется с использованием карьерных автосамосвалов, белорусского и американского производства грузоподъёмностью 130−136 тонн.

Проектная документация по отработке Комсомольского карьера прошла экспертизы Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых и Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Роснедр.

С 2015 года карьер отрабатывается по техническому проекту ООО «СПб-Гипрошахт».

.

Расвумчоррский рудник. Вскрытие и отработка запасов подкарьерной части месторождения Плато Расвумчорр подземным способом

Заказчик: АО «Апатит».

Место: Месторождение Плато Расвумчорр расположено в Кировском районе Мурманской области, недалеко от г. Кировск.

Цель проекта: Обосновать основные технические решения по вскрытию запасов апатит-нефелиновой руды под карьером рудника Центральный, по выбору системы разработки запасов подземным способом и по технологии горных работ с оценкой максимально достижимой производительности рудника.

Год выпуска документации: 2015.

Расвумчоррский рудник входит в состав АО «Апатит» компании ЗАО «Фосагро АГ». Рудник находится в условиях Заполярья. Для всего района, находящегося вблизи 68−й параллели северной широты, характерно наличие слабоосвещённого периода, продолжающегося с ноября по февраль, переходящего во время зимнего противостояния в полярную ночь. В летнее время освещённость возрастает до круглосуточной. Район относится к зоне субарктического умеренного климата с продолжительной суровой зимой и коротким прохладным летом. Снежный покров непосредственно на Центральном руднике сохраняется с середины – конца сентября по середину июня, на склонах плато Расвумчорр и в долине руч. Расвумйок — с середины октября по конец мая.

В ходе предпроектных разработок приняты решения по:

— выбору и обоснованию варианта вскрытия запасов;

— выбору и обоснованию варианта системы разработки;

— выбору и обоснованию технологического комплекса для добычи руды;

— проходке наклонного конвейерного ствола до отм. ±0 м.

— проходке вспомогательного автоуклона для обслуживания конвейерного ствола и вскрытия горизонтов;

— определению максимальных производительностей участковых и магистральных конвейерных установок по выдаче горной массы с глубоких горизонтов;

— определению типа и параметров оборудования участковых дробильных комплексов (рассмотрены возможности применения конусных и щёковых дробилок).

— определению схемы, количества и мест заложения вентиляционных выработок для проветривания рудника, объёму подаваемого воздуха для проветривания;

— определению капитальных затрат по строительству (укрупнённом виде);

— разработке укрупнённого графика строительства подземного рудника с разбиением на основные этапы;

— определению максимально возможной годовой производительности рудника по добыче руды.

Рассмотрены следующие варианты транспортной схемы рудника:

1. Вскрытие вентиляционным стволом и конвейерными уклонами (угол наклона до 10°) с конвейерной транспортировкой руды на горизонтах.

2. Вскрытие вентиляционным стволом и конвейерными уклонами (угол наклона до 12°) с конвейерной транспортировкой руды на горизонтах.

3. Вскрытие вентиляционным стволом и конвейерными уклонами (угол наклона до 10°) с транспортировкой руды на горизонтах самоходными машинами.

4. Вскрытие вентиляционным стволом и конвейерными уклонами (угол наклона до 12°) с транспортировкой руды на горизонтах самоходными машинами.

Кроме того, при автомобильном транспорте руды на горизонтах дополнительно были рассмотрены варианты с применением следующих марок самосвалов: Sandvik TH 550, Scania G480 и троллейвозы EMT 50.

По абсолютным значениям показателей эффективности инвестиций варианты оказались примерно одинаковыми, предпочтительным является вариант 2 — вскрытие запасов вентиляционным стволом и конвейерными уклонами (угол — 12°) с конвейерной транспортировкой руды на горизонтах.

Следует отметить, что при выполнении работы использовалось передовое программное обеспечение для моделирования системы проветривания рудника VentSim и 5D−Planner для планирования развития горных работ.

Результаты предпроектной оценки являются основой для разработки проекта эксплуатации месторождения Плато Расвумчорр.

.

Разработка Стойленского железорудного месторождения на период 2016−2020 гг.

Заказчик: ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», АО «Стойленский ГОК».

Место: Стойленское комплексное железорудное месторождение расположено в центральной части северо-восточной полосы Курской Магнитной Аномалии (КМА), в Белгородской области, в пределах Старооскольского административного района.

Цель проекта: увеличение промышленной добычи сырой руды (неокисленных железистых кварцитов) до 42 млн т в год, исходя из наиболее полного извлечения лицензионных балансовых запасов полезного ископаемого и стабильного поддержания достигнутого уровня с транспортировкой руды до Стойленской дробильно-обогатительной фабрики.

Год выпуска документации: 2015.

Карьер входит в состав АО «Стойленский горно-обогатительный комбинат». Основным объектом добычи Стойленского карьера являются залежи железных руд: неокисленные железистые кварциты (балансовые запасы в контуре карьера до отметки –1 000 м, разведанные по категориям B и C1, — около 6 млрд т); богатые железные руды (около 60 млн т); окисленные железистые кварциты (забалансовые запасы, разведанные по категории C2, — более 200 млн т). Наряду с железной рудой добываются и другие полезные ископаемые, такие как: породы рыхлой вскрыши (мел, песок, суглинки, глины) и скальной вскрыши (кристаллические сланцы, кварцито-песчаники, гранито-гнейсы).

На Стойленском карьере, так же как и на Михайловском и Лебединском, добывается железная руда в особо крупных масштабах. Эти три карьера являются предприятиями-гигантами КМА.

С экономической точки зрения, отработка запасов карьера АО «Стойленский ГОК» открытым способом является эффективной. Проект обеспечивает получение интегрального чистого денежного дисконтированного дохода в сумме около 70 млрд руб. при ставке дисконтирования 12%.

На заседании Центральной комиссии по разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (ЦКР-ТПИ Роснедр) 20 октября 2015 г., протокол № 178/15−стп, принято положительное решение по проектной документации «Технический проект разработки Стойленского железорудного месторождения на период 2016−2020 гг.».

Начиная с 2016 года, отработка Стойленского карьера ведётся по проекту ООО «СПб-Гипрошахт».

.

Реконструкция Таштагольского рудника

Заказчик: АО «Евразруда».

Место: Таштагольское железорудное месторождение расположено на юге Кемеровской области, в 197 км к юго−востоку от г. Новокузнецк.

Цель проекта: выбор оптимального варианта инвестиционных вложений в отработку запасов руды Таштагольского месторождения до горизонта минус 490 м на основании технико-экономического сравнения.

Год выпуска документации: 2015.

К 2015 году на месторождении добыто более 150 млн т сырой руды, произведено около 120 млн т железорудного концентрата.

В состав месторождения включены пять рудных участков: Западный, Северо-Западный, Восточный, Юго-Восточный и Глубокий. Месторождение разведано на глубину 1 500 м от поверхности, участок Глубокий — на глубину 1 800 м. Запасы участков Западный, Глубокий, а также запасы участков Северо-Западный, Восточный и Юго-Восточный ниже горизонта минус 350 м находятся в государственном резерве. Участок Восточный отрабатывается с 1941 года, участок Юго-Восточный — с 2004 г., в 2008 г. начата добыча руды на участке Северо-Западный, в 2009−2010 годах добыча руды на участке была приостановлена и в 2011 году была снова возобновлена.

Годовая производственная мощность рудника принята 3 млн т. Балансовые запасы руды Таштагольского месторождения в пределах горного отвода по состоянию на 01.01.2015 г. составляли 57 млн т по категориям A+В+С1.

Реконструкция рудника с минимальными сроками на остановку предприятия в случае необходимости производится за счёт:

1) вывода из эксплуатации ряда объектов рудника с минимально необходимой реконструкцией существующей инфраструктуры предприятия (без увеличения производительности существующих технологических комплексов рудника — подъёмов, ДОФ, закладочного комплекса и пр.);

2) строительства и ввода новых объектов с возможным увеличением производительности технологических комплексов рудника (взамен объектов промплощадки, находящихся в зоне сдвига поверхности, при невозможности их дальнейшей эксплуатации).

Предусматриваются варианты вскрытия запасов ниже гор. –350 м до глубины гор. –490 м, для каждого варианта определены назначения стволов, схемы вентиляции. Схема вскрытия месторождения принята без углубки действующего ствола Скиповой с использованием его для отработки всех запасов месторождения.

Основной новацией ТЭО явилось обоснование эффективности перехода с переносного технологического оборудования на механизированное самоходное с обоснованием выбора типов погрузочно-доставочных машин и подземных автосамосвалов по вариантам вскрытия шахтного поля.

Основная система разработки — подэтажное обрушение с торцевым выпуском. В зоне охранных целиков применяется система разработки с закладкой выработанного пространства. Доставка закладочной смеси по поверхности до закладочной скважины предусмотрена от действующего поверхностного закладочного комплекса. На отработке руды применяется современное самоходное оборудование. Предложено использование сухой/породной закладки.

Отвалообразование ведётся с учётом фактической засыпки хвостов в воронку обрушения, размещения хвостов в действующих отвалах, а также с учётом использования их для закладочных работ.

В декабре 2015 года работа успешно завершена с положительным результатом.

.

Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций с подсчётом запасов угля мульдовой части Воркутского месторождения

Заказчик: АО «Воркутауголь».

Место: Воркутское месторождение каменных углей находится в Воркутинском геолого-промышленном районе, в административном отношении расположено на территории МО ГО «Воркута» Республики Коми.

Цель проекта: обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчёт запасов угля распределённого фонда недр Воркутского месторождения.

Год выпуска документации: 2015.

 

Задачей проекта была переоценка балансовых и промышленных запасов действующих шахт «Северная», «Комсомольская», «Воркутинская», «Заполярная» АО «Воркутауголь» с учётом современных технологий подземной разработки и сложившейся экономической конъюнктуры. Результатом работы стал подсчёт остаточных запасов месторождения и перевод в забалансовые части запасов, утративших свое промышленное значение.

Проект является уникальным по своим масштабам: в работе были рассмотрены 4 действующие шахты, ведущие разработку угольных пластов каменного угля на глубинах до 1000 м.

В рамках работы была построена геолого-математическая модель месторождения с использованием метода стратиграфического моделирования в программном комплексе MineScape. По материалам моделирования получено положительное заключение экспертизы ГКЗ о применимости модели для использования в дальнейшем проектировании горных работ.

Положительное заключение экспертизы ГКЗ Роснедра было получено с первого предъявления.

Обоснованные и утверждённые решения по пересмотру кондиционных параметров и балансовых запасов пяти лицензионных участков позволят обеспечить более рентабельную работу АО «Воркутауголь» в сложившихся экономических условиях.

.

Подготовки и отработка запасов западного крыла шахты Дальняя и шахты № 410

Заказчик: АО «Донской антрацит».

Место: Шахта «Дальняя» и шахта № 410 — угледобывающие предприятия, которые расположены в Красносулинском районе Ростовской области.

Цель проекта: за счёт совместной подготовки и отработки запасов Западного крыла шахты «Дальняя» и шахты №410 увеличить производственную мощность предприятия до 1,8 млн т в год по горной массе.

Год выпуска документации: 2015.

ООО «СПб-Гипрошахт» в 2012 г. в максимально короткий срок выполнил «Проект подготовки и отработки запасов западного крыла шахты «Дальняя», который успешно прошёл государственную экспертизу с первого предъявления, согласовал проект с ЦКР, что позволило предприятию продлить условия Лицензионного соглашения в установленные сроки.

Шахты отрабатывают пласт, который на всей оцениваемой площади имеет выдержанную кондиционную мощность 1,0−1,2 м и представлен высококачественным антрацитом, в основном малозольным и малосернистым. На большей части площади зольность угля не превышает 8%.

Производственная мощность шахты «Дальняя» составляет 700 тыс. т горной массы в год в соответствии с ранее утверждённым проектом. На основной промплощадке шахты используется существующий поверхностный комплекс, обеспечивающий все производственные процессы по добыче и отправке угля. На промплощадке западного вентиляционного шурфа в настоящее время введена в работу вентиляторная установка в соответствии с проектом и рабочей документацией.

Для обеспечения совместной добычи горной массы в объёме 1,8 млн т в год предусмотрено строительство поверхностного комплекса шахты №410, обеспечивающего выдачу и отправку 1,1 млн т горной массы.

Проектирование поверхностного комплекса шахты №410 велось на существующем земельном участке, размеры которого составляют 5,25 га. Поэтому все необходимые здания и сооружения имеют минимально возможные размеры и очень компактно расположены на промплощадке с учётом технологических, санитарных, противопожарных требований и обеспечения автоподъездов. На северной стороне промплощадки предусмотрена технологическая автодорога, предназначенная для доставки угля на обогатительную фабрику «Обуховская», и автодорога для доставки людей и грузов.

Производство горно-капитальных работ на промплощадке шахты №410 начинается с перекрепления её наклонных стволов с целью увеличения их проектных сечений по условиям вентиляции и размещения в них современного горно-шахтного оборудования. Проведение выработок на шахте и перекрепление стволов осуществляется буровзрывным способом с применением буропогрузочных машин (бурение шпуров и отгрузка горной массы) или буровых станков (бурение шпуров) с погрузочными машинами (отгрузка горной массы). Крепление выработок осуществляется анкерной крепью; наклонные стволы при их перекреплении на глубинах до 100 м крепятся металлической арочной крепью.

В условиях восточного Донбасса вмещающие горные породы имеют крепость от 6 до 10 по шкале М.М. Протодьяконова. Те не менее при проведении выработок буровзрывным способом на шахте достигаются  стабильные скорости проходки выработок до 200 м/мес.

Отработка угля предусматривается системой длинных столбов по простиранию с полным обрушением кровли очистным комбайном, уже апробированным на шахте, с рабочим диапазоном, соответствующим изменению мощности пласта. Средняя возможная нагрузка на лаву колеблется от 2000 до 3500 т в сутки. За время работы по проекту ООО «СПб-Гипрошахт» шахта постоянно выполняет и перевыполняет плановые показатели, в 2014 г. первой в компании выполнила годовой план.

В проекте принята полная конвейеризация выдачи горной массы из шахты №410. Также предусмотрено объединение шахты «Дальняя» и шахты №410 в одну вентиляционную систему. Способ проветривания шахты — всасывающий, схема проветривания — фланговая, система — единая.

Суммарные балансовые запасы антрацита на рассматриваемой проектом площади составили на 01.01.2016 г. по категориям А+В+С1 около 40 млн. т.

ООО «СПб-Гипрошахт» получило положительное заключение Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») на «Проект совместной подготовки и отработки запасов Западного крыла шахты Дальняя и шахты №410 АО «Донской антрацит».

Проект находится в стадии реализации.

.

Хвостовое хозяйство отделения производства концентрата Карельский окатыш

Заказчик: Северсталь, АО «Карельский окатыш».

Место: Республика Карелия, г. Костомукша, территория промплощадки.

Цель проекта: реконструкция технологии транспортирования и укладки хвостов обогащения как обычных, так и сгущённых, с обеспечением соответствующих мер безопасности и экономической эффективности процессов в 2015−2017 гг.

Год выпуска документации: 2015.

АО «Карельский окатыш» является одним из крупнейших и наиболее современных предприятий по добыче железной руды открытым способом в России. В состав комбината входят два мощных карьера (Костомукшский и Корпангский), состоящие в свою очередь из нескольких участков. В процессе переработки железных руд и производства концентрата образуются отходы обогащения в виде хвостов, размещаемых недалеко от обогатительной фабрики.

Хвостохранилище расположено на водосборной площади озера Костомукшское, окружённого сопками высотой до 60−70 м. Климатические условия района расположения хвостохранилища характеризуются продолжительной несуровой зимой. Средняя продолжительность лета — около 3 месяцев, за начало которого принимается переход средней суточной температуры воздуха через плюс 10°С. Продолжительность периода со среднесуточными температурами ниже минус 5°С составляет 130 суток и начинается в ноябре.

В проекте решены следующие основные вопросы:

–         технологии транспортирования и укладки отвальных хвостов в зимний и летний периоды 2015−2017 гг. с учётом календарного плана ведения работ по годам;

–         баланса воды и оборотного водоснабжения из хвостохранилища существующим насосным оборудованием насосной станции оборотной воды (без учёта работы комплекса сгущения и организации внутреннего водооборота);

–         проведения регламентных работ по контролю работы сооружений хвостового хозяйства;

–         состава и периодичности натурных наблюдений за состоянием сооружений;

–         проведения мероприятий по охране окружающей среды.

С 2015 года транспортировка и укладка хвостов на АО «Карельский окатыш» производится по выполненному проекту.

.

Отработка запасов пластов Тройной и Четвёртый шахты Заполярная 2 на основе объединения шахт Заполярная и Воркутинская

Заказчик: Северсталь, АО «Воркутауголь».

Место: Республика Коми, г. Воркута.

Цель проекта: обоснование необходимости и рациональных путей реконструкции шахты «Заполярная 2» в связи с изменившимися условиями эксплуатации.

Год выпуска документации: 2015.

В ходе выполнения проектных работ были достигнуты следующие результаты:

1. В связи с исчерпанием в процессе добычи части запасов угля и изменением границ шахтного поля была выполнена оценка необходимых изменений схемы вскрытия. Рассмотрены следующие объекты шахты:

-         скиповой ствол, основная промплощадка шахты «Заполярная»;

-         скиповой угольный ствол, основная промплощадка шахты «Воркутинская»;

-         скиповой породный ствол, основная промплощадка шахты «Воркутинская»;

-         клетевой ствол, основная промплощадка шахты «Воркутинская»;

-         вентиляционный ствол №7, основная промплощадка шахты «Воркутинская»;

-         вентиляционный ствол №8, промплощадка вентиляционного ствола №2 шахты «Воркутинская».

Была выполнена оценка инвестиционных и операционных затрат по вариантам консервации и/или ликвидации некоторых объектов шахты «Заполярная 2»:

— вариант 1 — ликвидация стволов. Производится демонтаж оборудования стволов, демонтаж надшахтных зданий, устройство изоляционных перемычек в сопряжении стволов с горизонтами, устройство взрывоустойчивых перемычек, засыпка стволов горелой породой;

— вариант 2 — консервация стволов, схема 1. Производится демонтаж оборудования стволов, устройство взрывоустойчивых перемычек; демонтаж надшахтных зданий и засыпка стволов не производится;

— вариант 3 — консервация стволов, схема 2. Скиповые угольный и породный стволы на основной промплощадке шахты «Воркутинская» остаются в работе (с сохранением подъёмов и водоотлива); оборудование остальных стволов демонтируется, осуществляется устройство изоляционных перемычек в сопряжении этих стволов с горизонтами; производится устройство взрывоустойчивых перемычек.

В результате сравнения обоснован наиболее эффективный способ консервации стволов по варианту 3.

2. С учётом корректировок схемы вскрытия шахтного поля было установлено наиболее рациональное использование действующего вентиляционного ствола (ВС) №4 по следующим вариантам:

— вариант 1 — строительство ВС №4 в полном объёме с грузолюдским подъёмом (две подъёмные машины) и подстанцией;

— вариант 2 — строительство грузолюдского подъёма на ВС №4 (две подъёмные машины), электроснабжение блока «Южный» осуществляется от подстанций клетевого ствола и ВС №6, в варианте предусматривается реконструкция подстанции клетевого ствола;

— вариант 3 — строительство грузолюдского подъёма на ВС №4 (одна подъёмная машина с аварийным выходом), электроснабжение блока «Южный» осуществляется от подстанций клетевого ствола, объектов поверхности от подстанции ВС №6. Обеспечение дополнительного аварийного выхода рассмотрено по 2−м подвариантам:

-          вариант 3.1 — с лестничным отделением;

-          вариант 3.2 — в качестве аварийного подъёма предусмотрено использование мобильной шахтной лебедки;

— вариант 4 — использование ствола в режиме воздухоподающей скважины, электроснабжение блока «Южный» осуществляется от подстанций клетевого ствола. Для объектов поверхности ВС №4 предусмотрено строительство новой ЛЭП 6 кВ взамен выводимой из эксплуатации. Для обеспечения запасного выхода людей с реверсивных позиций блока «Южный» предусмотрено проведение выработки от ВС №4 до вентиляционного уклона пласта Четвёртого протяжённостью ~660 м.

Был произведён анализ схем доставки людей к рабочим местам очистных и подготовительных работ на период максимального развития горных работ на шахте «Заполярная 2» в блоке «Южный». Доставка людей от околоствольного двора III горизонта шахты «Заполярная 2» к рабочим местам предполагается подвесными монорельсовыми дорогами с дизельными локомотивами. Для вариантов использования ВС №4 выполнены расчёты расхода топлива дизелевозных локомотивов и время доставки людей до рабочих мест.

Наименьшую сумму дисконтированных совокупных затрат демонстрирует вариант 3.1. Однако значительным недостатком этого варианта является то, что в случае его реализации существует риск невыхода людей по лестничному отделению на поверхность в случае реверсивной позиции и поломки подъёма в этот момент.

В итоге рациональным был признан вариант 1 использования ВС №4 со строительством подстанции.

3. В ходе проектных корректировок было произведено обоснование вариантов электроснабжения объектов поверхности и горно-капитальных работ в технических границах поля шахты «Заполярная 2»:

— вариант 1 — передача электроэнергии с промплощадки клетевого ствола по подземным кабельным линиям до мест ведения горных работ в блоке «Южный», для объектов поверхности ВС №4 по воздушным ЛЭП от площадки ВС №6;

— вариант 2 — передача электроэнергии с промплощадки клетевого ствола по воздушным ЛЭП до площадки ВС №4 и далее по подземным кабельным линиям до мест ведения горных работ в блоке «Южный», для объектов поверхности вентиляционного ствола №4:

–         вариант 2.1 — по воздушной ЛЭП от площадки ВС №6;

–         вариант 2.2 — по воздушной ЛЭП от промплощадки клетевого ствола;

— вариант 3 — передача электроэнергии по воздушным ЛЭП до площадки ВС №4 с переносом подстанции 35/6 кВ «Заполярная» с промплощадки клетевого ствола на ВС №4.

В проектной документации имеется, так называемый, базовый вариант для электроснабжения объектов поверхности ВС №4 шахты «Заполярная» и подземных потребителей блока «Южный». Этот вариант предусматривает строительство главной понизительной подстанции 110/6/6 кВ «Синега» с установкой двух силовых трансформаторов по 16 МВ×А на площадке ВС №4.

Расчёты эксплуатационных затрат по вариантам выполнены согласно двум сценариям:

— сценарий 1 — линии электропередач ВЛ 6 кВ и распределительные пункты РП 6 кВ передаются на баланс профильной сетевой организации, оплата за поставленную электроэнергию в соответствии с договором осуществляется по тарифу СН-2, техобслуживание объектов электроснабжения осуществляет сетевая организация;

— сценарий 2 — линии электропередач ВЛ 6 кВ и распределительные пункты РП 6 кВ остаются на балансе АО «Воркутауголь», оплата за поставленную электроэнергию осуществляется по тарифам СН-1, ВН, техобслуживание объектов электроснабжения осуществляется собственными силами.

Расчёты показали, что эксплуатационные затраты по всем вариантам по сценарию 2 в среднем на 20% ниже, чем по сценарию 1. Наименьшую величину совокупных затрат по обоим сценариям демонстрирует базовый вариант — строительство подстанции ПС 110 кВ на ВС №4 шахты «Заполярная 2».

4. В связи с изменениями в проекте были обоснованы и оценены варианты передачи горной массы шахты «Заполярная 2» на СП «Печорская ЦОФ» (ПЦОФ) в объёме 5 млн т/год:

1) проходка со щитом участка наклонного конвейерного ствола (НКС) с поверхности в четвертичных отложениях до сбойки с пройденным НКС в коренных породах с передачей горной массы на ПЦОФ конвейерным транспортом;

2) проходка не сбитого участка НКС сверху-вниз в четвертичных отложениях до сбойки с НКС в коренных породах с применением специального способа — замораживания трассы ствола из забоя с передачей горной массы на ПЦОФ конвейерным транспортом;

3) передача горной массы вертикальным конвейером фирмы «Continental», смонтированным в скиповом стволе шахты «Заполярная», с переносом камеры загрузки конвейера на отметки -95 м – −105 м и проходкой капитального конвейерного уклона (ККУ) с магистрального конвейерного уклона № 1 (МКУ1) на скиповой ствол с установкой дробилки с передачей горной массы на ПЦОФ железнодорожным транспортом. Предусмотрена реконструкция погрузки и железнодорожных путей на основной промплощадке шахты «Заполярная», а также реконструкция разгрузки и передачи горной массы на ПЦОФ;

4) передача горной массы вертикальным конвейером фирмы «Continental», смонтированным в скиповом стволе шахты «Заполярная», с загрузкой конвейера на отметках существующей загрузки скипов с установкой дробилки с передачей горной массы на ПЦОФ железнодорожным транспортом. Предусмотрена реконструкция комплекса погрузки и железнодорожных путей на основной промплощадке шахты «Заполярная», а также реконструкция разгрузки и передачи горной массы до главного корпуса ПЦОФ;

5) передача горной массы вертикальным конвейером фирмы «Continental», смонтированным в вертикальном стволе. Место заложения ствола определено в районе забойной части пройденного НКС с установкой в нём дробилки с передачей горной массы на ПЦОФ конвейерным транспортом. Предусмотрено строительство склада угля объёмом 40 тыс. т в районе вертикального конвейерного ствола. Транспортировка горной массы от склада угля на корпус углеподготовки СП «Печорская ЦОФ» предусмотрена конвейером, размещённым в холодной галерее с естественной вентиляцией.

Наименьшую сумму дисконтированных совокупных затрат демонстрирует вариант 2. Однако на практике реализовать данный вариант не представляется возможным, поскольку нет подрядчика, способного осуществить бурение замораживающих скважин длиной до 25 метров в четвертичных отложениях, сложенных обводнёнными песками.

В итоге рекомендован вариант 1, по которому выдача горной массы осуществляется по наклонному конвейерному стволу; проходка участка НКС с поверхности в четвертичных отложениях до сбойки с пройденным НКС в коренных породах осуществляется щитовым комплексом Herrenknecht диаметром 6 м.

5. В работе были рассмотрены следующие варианты теплоснабжения промплощадок вентстволов №5, 6 и вспомогательной промплощадки шахты «Воркутинская»:

–         вариант 1 — подача тепла на объекты вентстволов №5, 6 и вспомогательной промплощадки от собственного энергокомплекса МТЭУ-ВНУ;

–         вариант 2 — подача тепла на объекты вентстволов №5 и 6 от собственного энергокомплекса МТЭУ-ВНУ, объекты вспомогательной промплощадки обеспечиваются теплом от собственной котельной;

–         вариант 3 — подача тепла на объекты вентстволов №5 и 6 от ТЭЦ−1, объекты вспомогательной промплощадки обеспечиваются теплом от собственной котельной.

Расчёт совокупных затрат произведён на весь период эксплуатации объединённой шахты «Заполярная 2» (20 лет) с применением ставки дисконтирования 11,4%.

Наименьшую сумму дисконтированных совокупных затрат демонстрирует вариант 1 — подача тепла на объекты вентиляционных стволов №№ 5 и 6 и вспомогательной промплощадки от собственного энергокомплекса МТЭУ-ВНУ.

В результате корректировок проекта отработки шахты «Заполярная 2» были приняты наиболее эффективные решения по её эксплуатации.

.

Отработка Юго-Западного блока шахты Воргашорская

Заказчик: Северсталь, АО «Воркутауголь».

Место: Республика Коми, г. Воркута, пос. Воргашорский.

Цель проекта: обоснование эффективного способа вскрытия и отработки Юго-Западного блока шахтного поля шахты Воргашорская.

Год выпуска документации: 2015.

Шахта «Воргашорская » на базе Воргашорского месторождения Печорского угольного бассейна, ведёт добычу каменного угля подземным способом. Как объект капитального строительства, она предназначена для обеспечения сырьём энергетической и коксохимической промышленности европейской части России.

ООО «СПб-Гипрошахт» разработало проектную документацию «Вскрытие и отработка Юго-Западного блока ЗАО «Шахта Воргашорская 2», которая получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза».

В результате проведения эксплуатационной разведки уточнены параметры разрывных нарушений пласта Мощный в границах юго-западного блока, в связи с чем принято решение о корректировке проектных решений в части подготовки и отработки пласта. Корректировкой затронуты только решения по подземному комплексу. Внесение изменений в проектные решения по технологическому комплексу поверхности не предусматривалось.

Мощность шахты составляет 4,2 млн т товарного угля в год, 2 млн т угольной массы добываются на юго-западном блоке. Эксплуатация зданий и сооружений на юго-западном блоке шахты «Воргашорская» будет осуществляться по 2023 год включительно.

Вскрытие и подготовка блока обусловлены необходимостью разделения выдачи добываемого шахтой угля по маркам ГЖО и 1Ж. Выдача угля марки ГЖО с северного крыла шахтного поля производится по существующей транспортной линии через скиповой ствол основной промышленной площадки шахты.

Схема вскрытия юго-западного блока для выдачи угля марки 1Ж предусмотрена по пласту «Мощный» одним наклонным конвейерным стволом, который будет использоваться для транспортировки горной массы на поверхность, а также в качестве запасного выхода. Подготовка юго-западного блока предполагается бремсбергами и уклонами с разделением его по простиранию на два крыла. Доставка угля на поверхность погрузо-разгрузочного комплекса осуществляется конвейерным транспортом. Доставка угля потребителям осуществляется железнодорожным транспортом.

Для вентиляции горных выработок предусмотрена фланговая схема проветривания. Способ проветривания — всасывающий. Подача свежего воздуха осуществляется по выработкам действующего горизонта –140 м с выдачей исходящей струи на вентиляционный шурф №3. Наклонный конвейерный ствол проветривается обособленно.

Запасы угля по состоянию на 01.01.2014 г.: балансовые категорий В+С1 — 81 млн т, забалансовые категории С1 — 6,5 млн т. На прилегающих к полю шахты участках нераспределённого фонда подсчитаны запасы в количестве: балансовые запасы угля по категориям В+С1 составляют 72 млн т, С2 — 11 млн т, забалансовые категории С1 — 198 млн т, С2 — 26 млн т. Промышленные запасы собственно юго-западного блока по чистым угольным пачкам составляют 9 млн т, по горной массе — около 10 млн т.

30 ноября 2015 года получено положительное заключение Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») на проектную документацию «Вскрытие и отработка юго-западного блока шахты «Воргашорская» и результаты инженерных изысканий».

Проект находится в стадии реализации.

.

Реконструкция Оленегорского карьера по добыче железой руды в связи с переоценкой запасов

Заказчик: Северсталь, АО «Олкон».

Место: Карьер расположен в Мурманской области на территории муниципального образования «Городской округ г. Оленегорск с подведомственной территорией».

Цель проекта: оптимизация отработки карьера на Оленегорском месторождении в связи с изменением промышленных запасов железной руды.

Год выпуска документации: 2015.

Оленегорский карьер сдан в эксплуатацию в 1955 году. За прошедший до настоящего времени период на базе Оленегорского карьера осуществлено пять очередей расширения комбината. В 1992 году был выполнен «Рабочий проект реконструкции Оленегорского карьера с целью поддержания мощностей Оленегорского ГОКа в связи с изменением запасов руды и производительности карьера». В соответствии с этим проектом на 01.01.2014 г. запасы Оленегорского месторождения, числящиеся на государственном балансе для открытой добычи, были полностью отработаны. Уступы поставлены в конечное проектное положение по всей высоте бортов, дно карьера сформировано на отм. –220 м.

С целью переоценки запасов в контурах открытой и подземной разработки ООО «СПб-Гипрошахт» было выполнено технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций с пересчётом запасов железных руд Оленегорского месторождения.

Повариантный подсчёт запасов железных руд Оленегорского месторождения был выполнен по трём вариантам бортового содержания железа общего: 14, 18 и 22%. Геометризация рудных зон и породных прослоев выполнена по каждому бортовому содержанию раздельно. Максимальная глубина подсчёта ограничена положением рудной залежи. Единственным из рассмотренных экономически целесообразным вариантом кондиций при отработке запасов Оленегорского месторождения открытым способом является вариант бортового содержания железа общего в руде 18%.

Рассмотрение кондиций I очереди Оленегорского подземного рудника также подтвердило эффективность принятия бортового содержания в 18% железа общего. Отработка Оленегорским подземным рудником II очереди запасов глубоких горизонтов юго-восточного участка месторождения с применением вариантов бортового содержания железа общего 14, 18 и 22% оказалась экономически нецелесообразной.

Концепция дальнейшего освоения Оленегорского месторождения железных руд предполагает поэтапную комбинированную отработку запасов с одновременной и последовательной подземно-открытой разработкой.

В соответствии с заданием на проектирование и календарным планом выполнения работ были обоснованы основные технические решения по отработке запасов Оленегорского месторождения в границах лицензионного участка открытым способом. В лежачем борту имеются запасы железной руды, которые могут быть вовлечены в эксплуатацию открытым способом с разносом юго-восточного борта карьера недалеко от дробильно-обогатительной фабрики. Рассмотрены вопросы ведения буровзрывных работ вблизи действующих объектов промплощадки дробильно-обогатительной фабрики АО «Олкон».

Разработанный ООО «СПб-Гипрошахт» технический проект предусматривает отработку оставшихся запасов железных руд Оленегорского месторождения открытым способом с выходом на проектную мощность по добыче руды 3,1 млн т в год. На этом основании максимальный годовой объём вскрышных работ, который сможет обеспечить плановую добычу, в период доработки карьера достигает 2,5 млн м3, производительность карьера по горной массе составляет 2,87 млн м³ в год.

Карьер обеспечивает установленную производительность в течение 7 лет. Общий срок эксплуатации проектируемого карьера, начиная с 2015 года, составляет 13 лет.

Технико-экономическое обоснование возможности доработки прибортовых запасов юго-восточного участка Оленегорского месторождения открытым способом прошло государственную экспертизу запасов в ГКЗ Роснедра. На их разработку был выполнен отдельный проект, на первой стадии развитие открытых горных работ в границах лицензионного участка в плане и по глубине предполагалось до абсолютной отметки –250 м.

С 2015 года Оленегорский карьер отрабатывается по проекту ООО «СПб-Гипрошахт».

Новости Северстали
15 сентября 2017

13 сентября в Москве открылся 3−й Международный Горно-Металлургический Саммит SAP под общим названием «На пути к цифровому предприятию: повышение эффективности горно-металлургической отрасли». Спикерами

15 сентября 2017

ПАО «Северсталь» (ММВБ-РТС: CHMF; LSE: SVST), одна из ведущих мировых вертикально-интегрированных сталелитейных и горнодобывающих компаний, сообщает о публикации на своем корпоративном сайте Отчета о

09 августа 2017

На наклонном конвейерном стволе (НКС) шахты «Воргашорская» АО«Воркутауголь» – одной из крупнейших угледобывающих компаний России, входящей в ПАО «Северсталь», – завершены капитальные

02 августа 2017

ПАО «Северсталь», одна из крупнейших в мире вертикально-интегрированных сталелитейных и горнодобывающих компаний, объявляет о создании гибридного хранилища данных (Data Lake) для реализации своей цифровой стратегии и обеспечения роста конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

24 июля 2017

ПАО «Северсталь» стала первой российской металлургической компанией, которая перешла на систему управления транспортировками SAP Transportation Management (SAP TM). Данное решение обеспечивает максимальную

Архив